Историческая справка

3Историческая справка

История Мадеевской школы начинается в к. 19 в.. В то время д. Мадеевка входила в состав Стародубского уезда. На исходе 19 в. в уезде было: 38 земских школ, 25 церковноприходских и 66 школ грамоты.
На территории современного Погарского района земские школы находились в м.Гринев, с.Бобрик, с. Кистёр, с. Стечня, с. Борщово, с.Чаусы, с. Евдоколье, с. Случевск, х. Веркеевка, с. Дареевск, с. Сопычи, с. Юдиново, с. Пасудичи, с. Чеховка.
Общие расходы губернского земства на начальное образование по Стародубскому уезду составляли 10533 р. На одного жителя приходилось в среднем всего лишь 8 копеек. В земских школах, за исключением школ п. Лужки и с. Стечни, сведения по которым отсутствовали, обучалось 2346 человек. Число учащихся, окончивших земскую школу в 1898 году, к общему числу учащихся Стародубского уезда составило 9.6%.
Церковноприходские школы содержались в основном на средства прихожан. Некоторую помощь оказывали земства, городские и сельские общества и частные лица. В деревнях и сёлах Погарского района церковноприходские школы открывались в такой последовательности: 1889 г. – в с. Берёзовка, 1892 г. – с. Курово, с. Гудовка. Церковноприходская школа была в с. Суворово.
Процесс открытия школ грамоты в сельской местности выглядел следующим образом: 1888 г. – в с. Андрейковичи при Рожд. Богородичской церкви; 1890 г. – в заштатном городе Погаре при Николаевской церкви и при Афанасьевской церкви; 1891 г. – в с. Городищи, д. Чубарово; 1892 г. – в заштатном Погаре при Успенской церкви, с. Стечня; 1893 г. – д. Карбовка; 1896 г.- с. Андрейковичи при Николаевской церкви, с. Кистёр; 1897 г. – с. Синин, д. Жигалки; 1898 г. – в д. Долбатово. Школы грамоты имелись также в с. Суворово, с. Лобки, с. Витемля, д. Мадеевка, но время их открытия установить не удалось.
Официально началом учебного года считалось 1 сентября, а его окончанием – 1 мая. 18 декабря 1890 года журнал епархиального совета отмечал: в школах Стародубского уезда занятия оканчиваются очень рано – в половине марта, дети неаккуратно посещают школу.
В Мадеевской школе детей обучало дочь помещика Левандо Евгения Ивановна.
Школа в 1920-1930 годах
Строительство нового общества сопровождалось изменениями в экономической и социальной жизни страны. Практическая организация мероприятий в учебных заведениях осуществлялась на основе декретов советского правительства. Постановлением СНК от 11(24) декабря 1917 г. все дошкольные учреждения, народные училища, земские, церковноприходские и другие школы, среднеспециальные и высшие учебные заведения были переданы в ведение народного комиссариата просвещения РСФСР.
«Положение о единой трудовой школе РСФСР» устанавливало для всех слоёв населения государственную общеобразовательную школу с девятилетним сроком обучения. Средняя школа подразделялась на две ступени. К первой относились 1-5 классы и ко второй – 6-9. Между их учебными планами и программами устанавливалась полная преемственность. Обучение осуществлялось на родном языке и охватывало детей и подростков от 8 до 17 лет. Практическая реализация новых положений о школе проходила в трудных условиях восстановительного периода. В июле 1920 г. СНК учредил Всероссийскую Чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. В центре и на местах создавались специальные комиссии. В обязанности входила организация обучения взрослого населения до 50 лет.
Наряду с заметным улучшением в народном образовании, не обошлось и без недостатков. Вместо предметно – урочной системы обучения начал вводится «бригадный метод», при котором отвечал один «член бригады», а оценку получали все. Поднимался вопрос об искоренении русского алфавита, замене его латинским.
В апреле 1920 г. завершилось формирование Брянской губернии, Брянск стал губернским центром.  Общее представление о состоянии образования в Брянской губернии можно получить из доклада Кутьина, сделанного им на заседании пленума губисполкома 15 июля 1921 года. Около 30% школьных зданий нуждались в капитальном ремонте. В крайне неудовлетворительном состоянии находились детские дома, школы-колонии. Они были перегружены детьми. По уездам недоставало от 30 до 40% школьных работников. В целях предотвращения возможной катастрофы в народном образовании ответственность за хозяйственное состояние школы возлагалась на сельские советы и волостные исполнительные комитеты. Речь шла, прежде всего о максимальном использовании пустующих знаний бывших помещичьих усадьб.
По рекомендации наркома просвещения А.В.Луначарского 19 июля 1922 г. на должность заведующего Брянским губернским отделом народного образования был назначен ответственный работник наркомпроса М.П.Венгров. Под руководством нового заведующего была проделана работа по укреплению школы. Однако положительные сдвиги не могли считаться настолько значительными, чтобы ими можно было довольствоваться. Всесоюзная перепись населения 1926г. показала, что грамотность населения Брянской губернии была одной из самых низких – 66% среди городского и 36,7% среди сельского населения. В 1925 г. было принято постановление «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построения школьной сети». В начале 1926 г. пленум губисполкома утвердил план введение всеобщего обучения по Брянской губернии, рассчитанный на девять лет. При реализации этого плана предстояло решить три главные задачи:

1. Определить количество детей школьного возраста и подростков для обучения сначала в порядке добровольной доступности, а потом и всеобщей обязательности.

2. Определить количество и способ подготовки учителей для обучения детей с нагрузкой в 40 детей на каждого учителя.

3. Выяснить потребное количество школьных помещений, необходимое для введения обязательного обучения.

В 1927году в Брянской губернии насчитывалось 1346 начальных, 55 школ профессионального образования, 9 техникумов, 1026 ликбезов для малограмотных. Выполнение перспективного плана ставилось в зависимость от бюджетных возможностей. В 1925 г. ассигнования на просвещение составляли около 25% губернского бюджета. Через два года они выросли до 34,7%.
Брянская губерния просуществовала недолго. Очередная компания районирования упразднила губернии, уезды и волости. В замен их были введены области, округа и районы. Основная часть современной Брянской области в конце 1929 г. вошла в состав Западной области с центром в Смоленске, а в 1937 году – в состав Орловской области. На местах вместо уездных отделов народного образования были сформированы районные отделы. По уровню даваемых знаний общеобразовательная школа делилась на начальную (1-4 классы), неполную среднюю (1-7 классы) и среднюю (1-10 классы). С 1932 г. начался переход средней школы с девятилетнего на десятилетний срок обучения.
Из докладной записки представителя отдела школ Западного обкома ВКП(б) Гусева о выполнении Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 3 сентября 1935 г. следует, что в Погарском районе было 54 начальных, 19 неполных средних и 2 средних школы. В качестве примерных назывались Мадеевская, Глинковская, Андрейковская, Перегонская, Евдокольская, Холопецкая, Михновская, Сопычёвская, Марковская – начальные; Куровская, Балыкинская, Джуровская – неполносредние, Погарская образцовая – средняя школа.

Заведующим Мадеевской двухкомплектной школы был Александр Иванович Зубов. Школьное здание содержалось в хорошем состоянии. В классах стандартные парты, шкафы и другая необходимая мебель. Все дети школьного возраста охвачена учёбой, обеспечены учебными пособиями, письменными принадлеж-ностями. При школе – фруктовый садик, спортивная площадка, лавочки для отдыха. Усадьба огорожена и окаймлена зелёными насаждениями.
Всего в Погарском районе работало 214 учителей, многие из них не имели соответствующего образования, 113 человек училось заочно в педучилищах и пединститутах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>